Детские
походы

Лето 2003 год. Каракольские озера.

Так начинают расти кедры

Турбаза"Олимп". Каракольские озера.

Маршрут - т/б “Олимп” - перевал Багаташ - стоянка “Кедровая”(в сторону Аккаинского перевала) - Имуртинский водопад - перевал Багаташ - т/б “Олимп”
Возраст детей- 11-17 лет
Численность группы - 27 человек (23 ребенка, 2 руководителя, 2 инструктора)..
Продолжительность похода - 8 дней.
Протяженность- около 70 км.
Сроки похода - 12-19 июля 2003 года.

График похода:
1 день - отъезд из ЗАТО Сибирский,прибытие на т/б “Олимп”
             (протяженность пешего подъема - 5 км)
2 день - адаптация, пребывание на турбазе
3 день - радиальный выход на озеро Вероники (протяженность - 20 км)
4 день - радиальный выход на Каракольские озера, (протяженность - 5 км)
5 день - т/б “Олимп” - перевал Багаташ - Замок горных духов - стоянка “Кедровая”(в сторону
             Аккаинского преревала)(протяженность - 5 км)
6 день - радиальный выход на Имуртинский водопад; радиальный выход по маршруту:
             стоянка “Кедровая” - Аккаинский перевал - река Водопадная - Аккаинский перевал -
             стоянка “Кедровая” (протяженность - 20 км)
7 день - Стоянка “Кедровая” - перевал Багаташ - т/б “Олимп” (протяженность - 5 км)
8 день - отъезд с т/б “Олимп”, прибытие в ЗАТО Сибирский (протяженность пешего спуска - 5 км)

Руководители: Лошкарева И.Д., Бородина Г.С.
                         Помощник руководителей: Махринова В.Н.

- И что ж вам дома не сидится?
- Нас манит синяя тайга
Туда, где солнце в озеро глядится,
Где горы подпирают берега.

Эти слова по праву могут сказать девчонки и мальчишки, побывавшие в середине июля на Каракольских озерах. По словам представителей турфирмы, Каракольские озера – одно из самых красивых мест Горного Алтая. Озер всего семь. Все они небольшие. В справочнике написано, что глубина их 7 – 10 метров. Но оказалось, что это не совсем так. В Пятом озере, где и стоит турбаза «Олимп», глубина намного больше. Сколько точно – никто не знает, но говорят, что 60-метровая бечевка ушла полностью, и до дна не достала.

«Кара-Коль» в переводе с алтайского – «черное озеро». В литературе говорится, что это название пошло оттого, что дно озер покрыто растительностью, отчего вода кажется черной. Мы опять убедились, что справочникам не всегда можно доверять. Вода в озерах не черная – она бирюзовая, да и растительности в них практически нет. Местные аборигены говорят, что название «черные» (“черные” – значит “мертвые”) дано озерам совсем по другим причинам. У алтайцев есть легенда, рассказывающая о возникновении Каракольских озер.
      Когда-то у одного старика была красавица-дочь. И он пообещал выдать ее замуж за того, кто даст самый большой калым. Прослышал про это горный дух и пришел к старику с дорогими подарками, в числе которых было и бесценное ожерелье из черного жемчуга. Обладатель его мог превращаться в любое существо, в то, во что только пожелает. Отдал старик дочь замуж за горного духа. Но девушка не хотела жить с нелюбимым мужем. Одела она ожерелье и превратилась в птицу. Полетела птица прочь, поднялась высоко над горами, да соскользнуло ожерелье с ее шеи и упало в горы, рассыпалось. Раскатились жемчужины в разные стороны и превратились в озера. Красивые они, чистые, но холодные.
     В озерах не водится рыба, зато плавает очень много рачков, которые идут на корм рыбкам и в сухом виде продаются в магазинах. Правда, директор турбазы Юрий Леонидович Сизых в этом году решил попробовать разводить рыбу и запустил в пятое озеро форель и хариусов. Что из этого получится – увидим в будущем.

Алтайцы, коренные жители, в районе Каракольских озер не селятся. Место это необычное. Говорят, там настолько тонкая грань между различными параллельными мирами, что экстрасенсы любят проводить в районе озер свои семинары. И вообще там много удивительного и необъяснимого. Необъяснимого с нашей точки зрения, но легко укладывающегося в русло алтайского шаманизма.
     Во время пребывания на озерах мы рассказывали ребятам истории о горных духах и шаманах, легенды и мифы Горного Алтая. В это можно верить или нет, можно относиться как к сказке или как к были. Но, тем не менее, события, происходившие с нами, раз за разом подтверждали правоту того, что духи существуют. И если ты правильно себя ведешь, умеешь с ними общаться, они тебе помогают. В противном случае – наказывают. Находясь здесь, внизу, к этому действительно относишься как к сказке. Попадая в горы, начинаешь в это верить.
     Туда еще не дошла цивилизация, да и вряд ли когда-нибудь дойдет – это мы поняли в первый же день пребывания в горах.Мы едем

А накануне, за день до похода, мы собрали ребят на костер здесь, в Сибирском. Немного рассказали о Каракольских озерах, попытались настроить их на поход. Поговорили о том, зачем каждый из нас идет в горы, попели песни. А в день отъезда ребят ждал сюрприз. Создать ощущение необычности предстоящего похода и поддержать романтическое настроение нам помог… автобус. Из обычного ПАЗика, возящего в течении учебного года кадет, он превратился в транспорт, увозящий детей «за мечтами, за туманом и за запахом тайги». Именно так большими буквами было написано на автобусе. И сразу всем было понятно, куда мы едем и зачем. Спасибо большое водителю автобуса, Морозову Владимиру, за поддержку и понимание, за то, что разрешил обклеить транспорт, терпеливо ждал нашего возвращения и очень быстро довез до места.

Место нашего назначения – Элекмонар, что рядом с Чемалом. Оттуда нас везли еще 23 км вверх в горы на ГАЗ-66. Это единственная машина, не считая джипов, которая может проехать по той дороге. За два часа пути мы переехали 17 мостиков, 6 раз пересекли речку вброд, а в конце пути дорога вообще шла по ее руслу. Самое удивительное то, что это все была одна и та же река – Каракол. Так мы доехали до Усть-Туры – местечка, где в Каракол впадает река Тура, вытекающая из Каракольских озер.
     Далее наш путь продолжился пешком. Нам выдали рюкзаки, мы перекидали туда наши вещи и пошли. 5 км в гору. Пожалуй, это были самые трудные 5 км из тех 65, что мы всего прошли. Во-первых, мы не привыкли к таким нагрузкам, во-вторых, еще не адаптировались к такой высоте, к высокогорному давлению. В Элекмонаре высота над уровнем моря – 900 метров, на Каракольских озерах – 1800 метров. Пройдя пешком 5 км, мы поднялись на высоту 500 метров – высоту 200-го этажа, чему ребята наши очень удивились.
     Когда через два с половиной часа мы дошли до базы, нас даже похвалили: некоторые группы поднимаются по 4-5 часов. Нас уже ждали – накормили горячим супом, напоили чаем.

Вот приехали мы в горы,
На турбазу поднялись.
Нас там сразу накормили,
И мы чаю напились.
     Первый день нам было трудно,
     А потом привыкли мы
     На турбазе, на озерах,
     По горам скакали мы.

Поднимались мы под дождем, и были такие грязные, мокрые, замученные, что поселили нас в домик. Это было неожиданно и вдвойне приятно, так как жить мы должны были в палатках. Спасибо администрации турбазы: пожалели наших детей.
     Домик был двухэтажный. Первый этаж – зимний – там стоят двух-ярусные деревянные нары и печка. Верхний этаж – летний вариант: не отапливается, и, кроме одной широкой кровати, мебели больше нет. Ребят, которые помладше, поселили внизу, к печке; старшие спали наверху, в спальниках на полу. Конечно, там было не жарко, но когда идет дождь и температура на улице +8*С - это лучше, чем в палатках.
     Гора Озерный БелокВ первые сутки мы были в лагере. Даже хорошо, что шел дождь и был сильный туман – ребята адаптировались к высоте. О туманах надо сказать особо. По сути, это – облака, которые спускаются с горы в низину и «застревают» там. Если спускается туман, никто никуда не идет – на расстоянии 2-3 метров ничего не видно.
     К концу второго дня пребывания на базе дождь прекратился, похолодало, туман поднялся, и мы, наконец-то, увидели ту красоту, которая нас окружала. За озером поднимались горы, снизу покрытые лесом, вверху – безлесые, на вершинах их белели снежники. Это было так удивительно и так здорово! Но лучше всего было то, что нам пообещали на следующий день хорошую погоду и радиальный выход.

Вот он, долгожданный выход в горы. На небе – солнце, очень жарко. А нам говорят: берите теплые куртки и шапки. Смешно. Решили сложить одежду в рюкзак. Во второй рюкзак положили ведро для чая, кружки и продукты на перекус. Мальчишки несли рюкзаки по очереди.
     С базы, через горельник – крутой подъем вверх. Почти сразу же похолодало, и мы стали постепенно одеваться. Чем выше в горы – тем ближе к облакам, к туману. И вот мы снова ходим как ежики в тумане (за время пребывания в горах мы не раз вспоминали этот мультфильм). Наш инструктор даже провел такой опыт: мы закрыли глаза и стали крутиться вокруг себя, после чего он спросил: «Откуда мы пришли?» И все дружно показали в разные стороны. Да и как определить – откуда? Стоим на альпийском лугу, кругом – самые разнообразные безумно красивые цветы и туман. За 10 метров ничего не видно – ни камней, ни гор, ни неба с облаками. Короче – никаких ориентиров. Как в этом тумане ходят инструктора, так и осталось для нас загадкой.
     Так же в тумане дошли вдруг до снежника. Сколько было радости у ребят – снег в середине лета! Можно и в снежки поиграть, и с горки скатиться. А тут еще и туман ветром сдуло, солнышко выглянуло. Здорово!
     Стали спускаться – сначала в тумане, а спустились чуть ниже – и вышли из облака. И вот перед нами, насколько хватает глаз – горы. А далеко внизу – цель нашего похода – озеро Вероники. На его берегу мы поели, отдохнули и двинулись в обратный путь через перевал Багаташ. Наш инструктор, большое ему спасибо, повел нас трудной дорогой – напрямик, на крутую гору, по камням. «Дети ваши засиделись, пусть полазают вволю», - сказал он.
     И мы полезли. Гора высокая, лезешь-лезешь, вот и вершина – а за ней, оказывается, не спуск, а еще гора, выше прежней. А когда ты залезаешь, наконец, на самый верх, то чувствуешь себя космонавтом: под тобой горы, под тобой облака, а сверху – чистое небо и яркое солнце. С такой высоты мы увидели все Каракольские озера, показавшиеся нам маленькими, как на картинке. Вернувшись на базу, мы никак не могли поверить, что еще недавно были там, наверху – так это казалось высоко и далеко.
     Во время радиального выхода произошел один смешной случай, не вспомнить о котором нельзя, так как он во многом повлиял на отношения в группе. Мы поднимались в гору. Все уже устали и еле шли, периодически останавливаясь, чтобы отдышаться. Воду пили везде, где только ее находили. И вот снова из-под снежника вытекал ручеек. Возле него сидел парень из другой группы, которая также ходила с нами на озеро Вероники, и из кружки пил воду. К ручейку подошел Рома Мосин. Он нес рюкзак с посудой. Рома остановился возле ручейка, размышляя, как бы наклониться, чтобы рюкзак не перевесил. Парень предложил ему кружку со словами: “Хорошая водичка, градуса четыре”. При этих словах лицо Ромы осветилось радостной улыбкой надежды. Он произнес: “Что, правда?” Парень, в отличие от нас, догадался сразу: “Да температуры!” И тут мы поняли, о чем речь. Рома решил, что из-под снежника течет вода с содержанием алкоголя 4 градуса. После он рассказывал, что сразу подумал о том, что в рюкзаке у него ведро и кружки. Он их, конечно, наберет, только, как их донести до базы? Весь оставшийся поход мы припоминали Роме его четырехградусную воду, а он комментировал: “Я же для всех хотел, не только для себя!”
     Вечером у наших детей был настоящий прилив энергии, как будто не было целого дня хождения по горам (за 11 часов – с 10 утра до 9 вечера – мы прошли 20 км). Еще долго в тот вечер сидели у костра, пели песни. Разошлись только в два часа ночи, костер почти потух, остались только угли. И вдруг крики: «Пожар!» Выбегаем – горит наш навес. Побежали кто куда: за водой, за огнетушителем, за инструктором. Буквально через 2-3 минуты все потушили. Наутро оказалось, что пожар произошел из-за ошибки строителей: слишком близко от костровища находились доски пола. От огня раскалились камни, а от них – балки перекрытия под полом. Но потрясение было у всех.
     Девочки, побывавшие на озерах в марте (Смирнова Женя и Журина Анжелика), сразу определили пожар как предупреждение горных духов и попросили всех подумать о том, с чем они пришли в горы. Ведь подниматься туда, наверх, можно только с чистыми, светлыми мыслями. Может, на ребят повлияло это происшествие, может, еще что-то, но их поведение странным образом изменилось. Впоследствии нам сказали, что таких групп на Караколах еще не было. Ребята не только сами не мусорили, но и подбирали чужие бумажки от конфет, окурки и другой мусор. Причем без напоминания, сами. Те, кто курили, окурки складывали в мешочек и в карман и несли до базы, до костра, лишь там выкидывали. Так что говорить о чистоте нам не приходилось. Так пожар изменил отношение к окружающей природе.
     На другой день наши ребята принесли еще камней, сложили новое костровище, обложили все землей. Об этом событии даже сложили куплет в песне:

Фантастические вещи
Тут творятся по ночам:
То фонарик загорится,
То случится вдруг пожар.
     Мы его тушили вместе,
     Бегал Вася за водой,
     Совершил полет неслабый,
     Тормозил он головой!

Запомнился многим и поход на Каракольские озера. Каракольские озераТурбаза стоит на пятом озере, мы побывали на всех. Кто-то решил искупаться в каждом из озер, кто-то – только в первом. Первое и второе озера лежат выше уровня леса, в зоне каменистой тундры. Был очень жаркий день, светило солнце. А возле второго озера – снежник. На нем мы устроили пляж. Никогда не пробовали в жаркий июльский день полежать в купальнике на снегу? Что ж, вы многое потеряли – это непередаваемые ощущения. Мы думали, что острее этого ничего быть не может. Мы ошиблись. И поняли это, когда дошли до первого озера.
     Оно небольшое – метров 25-30 в диаметре, с очень прозрачной, бирюзовой водой… и с температурой воды +4*С. Никогда не пробовали залезть в четырехградусную воду, да не по колено, а полностью? При случае попробуйте – поймете, каково быть моржом. Мы потом еще долго отогревались на солнышке.
     По дороге к озерам мы увидели, как в разную погоду по-разному выглядит природа, и еще раз убедились в магической силе тумана и солнца. В первый день пребывания на базе мы гуляли по тропинке в сторону четвертого озера. Был туман, и все выглядело загадочным. Мы дошли до места, где среди нагромождения камней росли чахлые лиственницы. И кроме этих редких низких деревьев не было видно ничего – все закрыл туман. Казалось, что там, за туманом, за этими камнями и сказочным лесом стоит замок злого колдуна, могущественного чародея. Настолько таинственно и зловеще выглядело все вокруг. Не менее таинственно смотрелся и кедр-великан. Из-за тумана не было видно его вершины, он поднимался вдаль, за облака. Нас поразили его толстые, мощные, спускающиеся с камней и уходящие в землю корни, которые по толщине ничуть не уступают стволам берез и сосен, растущих в нашем городке. Как же все изменилось через день, когда светило солнце. За лиственницами поднимались горы. Это тоже было красиво, но исчезла сказка и загадочность.

И вот, наконец-то поход. С утра – упаковка рюкзаков, распределение продуктов и выход. Впереди – трудный затяжной подьем на перевал Багаташ. И вновь, в который уж раз, нас удивили наши старшие ребята. Они не только разгружали рюкзаки у тех, кому тяжело и трудно, и складывали вещи к себе. Они брали отстающих за руку и буквально затаскивали девчонок наверх. У тех, кто послабее – вновь головокружение и тошнота. Мы несем в кармане нашатырь и отхаживаем девочек.
     И снова – неописуемое чувство радости оттого, что дошли, поднялись. А дальше – длинный пологий спуск через болото под дождем. Вначале еще выбираешь, куда наступить, но, пару раз провалившись, уже просто идешь, не обращая внимания на хлюпанье и чавканье в кроссовках.
     Стоило нам спуститься и пройти через болото, как вновь засветило солнце. Замок Горных ДуховА впереди нас ждал Замок Горных Духов. Это древние скалы-останцы, одиноко возвышающиеся посреди огромного плато. Раньше они были выше и монолитнее. Однако, многие люди, попадающие в район этих скал, оставались там навсегда, отчего-то умирали. Считалось, что это духи не пропускают людей, наказывая их за непослушание и различные провинности.
     С развитием туризма на Алтае, ученых заинтересовал феномен этих скал. Исследования показали, что ветер, проходя сквозь скалы, образовывал ультразвук, что и приводило к гибели попадавших в это поле людей. Поступили радикально – скалы взорвали. Ультразвука больше нет, люди не гибнут, а от скал остались развалины. Но все равно они внушают трепет. И до сих пор существует поверье, что из Замка Духов ничего нельзя уносить, никаких камней или растений. Духи наказывают нарушителей по-своему: плохой погодой или несчастьем. Мы разорвали на ленточки не один носовой платок. Повязывая их на кедр, оставляя тем самым приношение духам. Каждый загадывал свое желание, просил о чем-то своем. Но что главное в тех условиях? Чтобы хватило сил дойти, преодолеть все трудности.
     От Замка Духов мы шли совсем недолго до стоянки «Кедровой». Наш пункт назначения. Разбили палатки, приготовили ужин. И вновь вечером – песни и разговоры у костра. Костер притягивает к себе всех, особенно когда вокруг – черная ночь и дует ледяной ветер. А над головой – бездонное, черное небо с яркими-якрими звездами. Таких звезд у нас не увидишь, там они как будто бы ближе, больше и ярче.

А на следующий день мы ходили на Муиртинский водопад. Добраться до него не так-то просто. Тропа идет все время вниз. Но дорогу, по которой мы шли, и тропой-то назвать нельзя. Мы спускались по камням, а где-то далеко внизу шумела река Муирта. Довольно жутко было перепрыгивать через трещину в скале. Вроде и не широко – около метра, но когда внизу ничего нет, а прыгать нужно на узкий уступ – начинаешь бояться. И снова выручили мальчишки – спускали девочек по одной, буквально передавая из рук в руки.
     Водопад – это всегда красиво. Но описывать словами эту красоту – дело неблагодарное. Просто стоишь, потрясенный зрелищем, которое тебе открывается, и понимаешь, как много потеряли те, кто там не был.
     Муиртинский водопадКаждый получил то, что хотел. Кто-то посидел у воды и подумал о чем-то своем, кто-то залез повыше и насладился видом. Отличились как всегда мальчишки: разделись и полезли купаться – не под большую струю, под маленькую. Правда, говорят, вода была теплее, чем в первом озере. А потом они играли в партизан – поднялись повыше и спрятались – кто за камни, кто в заросли бадана. Им, в камуфляже, это было совсем несложно. Это называлось: «Испытываем на прочность нервы руководителя – долго выдержит или нет, пойдет искать или не пойдет». Да только сами не выдерживают долго сидеть – выглядывают, шевелятся, вот и попадаются.

К водопаду пробирались
Сквозь таежный бурелом.
По камням скакали ловко,
Пробирались напролом.
     Поиграли в партизанов,
     Постояли под скалой.
     Ваня наш в него свалился,
     Искупался с головой.

Но, пожалуй, самое удивительное из того, что мы увидели у водопада – две березки. Небольшие, с метр высотой. Но наши, обычные, такие родные (там, на высоте, береза не растет, только карликовая, максимум по колено). Наверно, каждый подошел и погладил тонкие веточки, пожелал деревцам добра. И, конечно, нам необычайно повезло с погодой. Наш инструктор сказала, что впервые она пришла на водопад в солнечную погоду, сколько ни водила группы, всегда был дождь.

Вообще инструктор – Таня – удивительная девушка. Помимо работы инструктора, она работает в системе МЧС спасателем, выезжает на разные происшествия. Горы для нее – второй дом. Здесь она живет с весны и до осени, еще и зимой ходит в походы. Кажется, главное для нее – это движение. Но она очень хорошо чувствует возможности группы и идет в том темпе, в каком успевают все. Хотя, конечно, она любит бегать по горам. И в этом мы тоже убедились. После обеда она взяла с собой сильных мальчишек и нас, руководителей, на хребет. Если бы вы в городе шли с такой скоростью, обогнали бы всех прохожих, даже идущих очень быстро. Но там, в горах, такой темп был нам даже в удовольствие.
     Мы поднялись на Аккаинский перевал, а с него спустились в долину и пошли вдоль реки Водопадной. Эта река не зря получила свое название – вся она состоит из водопадов – больших и маленьких, переливающихся один в другой. Тане нужно было найти тропу и стоянку. На тропу мы вскоре вышли, а по ней дошли и до стоянки. Там, недалеко от костровища, было интересное место.
     ХарчевняМежду двух шестов на перекладине висели кости, на одном шесту надет череп какого-то животного. На земле вокруг – вырезанные из дерева фигурки животных, маски. И рядом - бочонок с костями, а в нем - большая ложка с надписью “Ложка мира”. И над всем этим вывеска: “Харчевня три Матроскина”. Что это? Священное место или шутка туристов? Спросить нам было не у кого, и мы на всякий случай ничего не стали трогать, а оставили в ложке мира конфет.
     На обратном пути мы подошли к одному из водопадов на реке. На берегу лежал снежник. И сугроб фантастическим образом нависал над водой. Как было не залезть туда и не сфотографироваться?

Ну а тех, кто посильнее
Таня наверх повела.
Аккаинский перевал
Покорили мы тогда.
     Мы стоянку разыскали,
     А на ней - скелет висит.
     И большая ложка мира
     Под скелетом тем лежит.
Мы ее не стали трогать,
А оставили конфет.
А потом на водопаде
Мы залазили под снег.

И вновь Аккаинский перевал. По традиции мы сложили из камней тур - подарок горному духу - и стали спускаться напрямую к лагерю. А вскоре вышли на конную тропу. До лагеря еще 2 км, а на небе - черные тучи, несущие дождь. Сейчас уже никто не помнит, кто предложил бежать. Но побежали мы все. Честно скажу, я так не бегала с детства. Скорость бешенная, ветер свистит в ушах, в голове одна мысль - не наступить на камень, не запнуться и не подвернуть ногу, так как тропа идет по камням и кустам карликовой березы, все время изгибается. Хочешь затормозить - и не можешь, хочешь остановиться - не получается. А сбоку, по траве, обгоняют мальчишки. Они не просто бегут, а еще и прыгают, болтают в воздухе ногами и делают всевозможные пируэты. Ощущение радости и полного счастья.

Мы с горы бежали быстро.
Сзади - крики: “Отойди!”
Пронеслися чьи-то ноги,
И Фадеев впереди.
     Он не только бегать может,
     Но и лазить по горам.
     Потому что это - средство
     От чесания ногам.

Мы успели до дождя не только вернуться в лагерь, но и почти поужинали. Вообще, это было здорово! А каково было наше удивление, когда мы узнали, что за 4 часа прошли 15 км. И это не по прямой, а по горам. При этом два раза перешли через перевал. Наш инструктор - Таня - сказала, что так быстро она ходит только с очень сильными молодыми ребятами. Приятно, что и мы оказались в их числе, в числе здоровых молодых "лосей". Мальчишки вначале даже обиделись, что их назвали лосями. Но ведь они действительно сильные, здоровые, молодые, выносливые, красивые. Их у нас оказалось 6 человек. И как приятно, что мы выдержали этот темп и эту нагрузку.

А вечером мы играли в разные игры, проводили смешные конкурсы. Всем понравилась игра “Сладкоежка-Барабашка”. Мы даже не догадывались, что в рот нашим мальчикам влезет столько конфет - одному 19, другому - 22. После этого ни Рома Мосин, ни Сережа Фадеев на “Барбарис” больше смотреть не могли. Еще одна развлекалочка, которая всем понравилась - игра со спичечным коробком, который нужно снять с носа без помощи рук. И пока участники игры снимали с носа коробки, все остальные покатывались от хохота - такие они корчили рожицы.
     Наконец, резерв наших игр и конкурсов подошел к концу. Но ребята хотели еще. Тогда они сами стали придумывать игры, вспоминать те, которые знали. Одной из таких игр стала передача колечка на спичке по кругу с помощью зубов. Причем участие в ней принимали не только взрослые ребята, но и младшие.

На следующий день мы вновь перешли через Багаташ. Здесь мы тоже сложили тур, и ребята высыпали горному духу последние сухари. И вновь произошло маленькое чудо. Мы поднимались в дождь, небо было плотно затянуто тучами. Вообще на перевале Багаташ нет ни одного дня в году без осадков. Дело в том, что тучи цепляются за гору (с одной стороны - Багаташ, с другой - Озерный белок) и дождь проливается на перевал (самое низкое место между двух гор). Но после того, как сложили тур, вдруг небо очистилось и выглянуло солнце. Это было так неожиданно, что заметили все. Горный дух по-своему сказал нам спасибо за подарки.

А в лагере нас ждала жаркая баня. Это был наш заключительный вечер на Каракольских озерах, а ребят ожидало посвящение в туристы.
     И вот, звучит приказ Хана Алтая: “Неизвестно откуда взявшуюся группу людей, провести через испытания путем преград и барьеров!” Ну что ж, ребята делятся на две команды, и испытания начинаются. Они самые разные. Для разминки мы вспоминаем слова, связанные с походом, с горами. Это не сложно. За время похода мы узнали столько нового и интересного, что поток слов неиссякаем. Его приходится прервать, чтобы перейти к более трудным испытаниям.
     Когда мы только приехали, рюкзаков на всех не хватало, и мы складывали вещи в один рюкзак на двоих. А можно ли упаковать в один рюкзак вещи трех человек? Три каремата, три спальника, три пары обуви и три теплых куртки? Оказывается, можно, и даже место еще остается. Как это сделать, и притом очень быстро? Спросите у Васи Шмагельского, он поделится опытом.
     А что делать, если не хватает спальников? Сколько человек ляжет в один, да еще если его застегнуть? Оказывается, даже четверо, если они поменьше, или трое, если они побольше.
     Вы никогда не видели туристов, выползающих с утра из палатки? Зря. Это настоящее утро в китайской деревне: лица широкие, глаза узкие, заплывшие. Китайцы едят, как известно, палочками. Палочки нам успешно заменили спички, а есть пришлось изюм. Но в тот вечер ребятам пришлось съесть не только изюм, но и тушенку. Да еще без рук и кто быстрее. Но мальчишки, хотевшие кушать, были этому только рады. Мы не успели и глазом моргнуть, а чашки были уже пусты.
     Следующее испытание поставило наших туристов в тупик. Что делать, если слов не слышно, а в бинокль видны только жесты? Как понять друг друга? Оказалось, что понять очень трудно. Во всяком случае, ни одна, ни другая команды так и не смогли понять, что же им пытались сказать с помощью жестов. Над этим им еще предстоит немало поработать.
     И вот, наконец, песня. По традиции, каждая группа, возвращающаяся из похода, приносит песню. Это может быть и какая-то переделанная, и вновь сочиненная. Мы переделали. Взяв за основу песню “Круто ты попал”, сочинили новые слова. О нашей жизни на Караколах, о походе и о каждом человеке в нашей группе. Получилось 25 куплетов. Все с нетерпением ждали этой минуты - всем хотелось узнать, что же получилось. Исполняли хит сезона Мосин Рома и Шмагельский Вася - они же - главные сочинители в соавторстве с руководителями. Премьера прошла успешно, звучали аплодисменты и было много хохота.
     А кульминацией вечера стало вручение именных грамот, в которых каждому присваивалось звание “турист” и отмечались особые достижения. Кто-то стойко преодолел все трудности похода, кто-то пробрался сквозь таежную чащу на Муиртинский водопад, а кто-то преодолел перевалы Багаташ и Аккаинский и нашел стоянку на реке Водопадной. Отмечены были ребята, умеющие вкусно накормить всю группу, замечательные костровые, надежные товарищи, протягивающие руку помощи, заряжающие энергией и создающие хорошее настроение в группе.

Круто ты попал на “Олимп”,
Ты - турист,
Ты - турист, ты Багаташ покорил.
Круто ты попал в Каракол,
Ты теперь счастливей других!
Ты - турист!

Итак, поход завершился. Обратно мы привезли совсем других ребят, не таких, какие уезжали. Они прошли нелегкое испытание, прошли вместе и очень сдружились. У нас получилась замечательная группа, где никто не ныл, где сильный подставлял плечо слабому, где каждый мог в трудную минуту рассчитывать на руку верного друга.
     Наутро мы уходили с турбазы “Олимп”, прощались с Каракольскими озерами и Алтайскими горами. Было бесконечно грустно и уже никому не хотелось домой. Но мы верим, что еще вернемся в горы.

На заводах и на шахтах
Мало платят и не всем.
А турист живет отлично
Без забот и без проблем!
     Но уже пора прощаться,
     Собираться надо в путь.
     Приезжайте в Караколы
     Походить и отдохнуть!
Будут горы долго сниться,
Разговоры у костра.
Ну, а в общем - до свиданья,
Уезжаем, нам пора.
     Не прощаемся с друзьями,
     До свиданья говорим.
     С вами в будущем когда-то
     У костра мы посидим!

До свиданья, Караколы! И да здравствуют новые походы!

Свои предложения и комментарии Вы можете оставить в Гостевой книге.