Детские
походы

Лето 2004 год. Каракольские озера.

Группа детей на озере.

Турбаза"Олимп". Каракольские озера.

Маршрут т/б “Олимп” - перевал Багаташ - стоянка “Кедровая” - река Куба -- с. Чемал(сплав) -
                  т/б “Катунь”
Возраст детей- 12-17 лет
Численность группы - 27 человек (23 ребенка, 2 руководителя, 2 инструктора)..
Продолжительность похода - 9 дней.
Протяженность- около 100 км.
Сроки похода - 28 июля  - 5 августа 2004 года.

График похода:
1 день - отъезд из ЗАТО Сибирский, прибытие на т/б "Катунь", подъем на т/б “Олимп”
             (протяженность пешего подъема - 5 км)
2 день - адаптация, радиальный выход на Каракольские озера
3 день - радиальный выход на озеро Вероники и цирк Каракольских озер (протяженность - 25 км)
4 день - пребывание на турбазе, подготовка к походу
5 день - т/б "Олимп" - перевал Багаташ - стоянка "Кедровая"
6 день - радиальный выход по маршруту: стоянка "Кедровая" - Замок горных духов -
             Аккаинский перевал - Аккаинское озеро - Аккаинский перевал - стоянка "Кедровая"
             (протяженность - 15 км)
7 день - стоянка "Кедровая" - река Куба(протяженность - км)
8 день - орека Куба - село Чемал (протяженность - км)
9 день - село Чемал (сплав) - т/б "Катунь"(отъезд с т/б "Катунь") - прибытие в ЗАТО Сибирский
             (протяженность - км)

Руководители: Лошкарева И.Д., Бородина Г.С.
                         Помощник руководителей: Прошина Н.С.

Снова мы отправляемся на Караколы. Снова - потому, что уже были там в прошлом году. Но нынче все будет по-другому: другой маршрут, другие инструктора, другая группа. Ребята наши уже выросли - кто-то уже закончил школу, кто-то перешел в 11 класс. Половина из тех, у кого школа позади, пойти не смогли: вступительные экзамены в институтах. С нами в этом году идут другие ребята, причем большинство из них - уже сложившимися компаниями. Что-то ждет нас впереди?
     Автобус у нас был замечательным. Иномарка из Барнаула на 50 мест. Можно было всем ехать лежа - места хватало. И надпись на нем была не менее замечательная: “В каждой сумке - своя прелесть”. А сумочки в багажном отделении ехали самые разные - рюкзаки-то дадут только на месте.
     Наученные горьким опытом прошлого похода, когда некоторые ребята не взяли вторую обувь, теплые вещи, мы прямо перед посадкой в автобус проверяли их наличие. И все-таки казусы вновь случились. Не с вещами - с посудой. Одна девочка умудрилась взять с собой изящную фарфоровую чашечку. Но обнаружилось это уже на базе (забегая вперед, скажу: с этой чашечкой ничего не случилось, она благополучно прошла весь поход со своей хозяйкой и вернулась с ней домой.
     На автобусе за нами приехали инструктора Кирилл и Наташа - студенты, проходящие инструкторскую практику. Вот таким составом (инструктора, руководители и дети) мы и отъехали от дома.

Итак, мы тронулись. Цель наша - турбаза “Катунь”, где нам предстоит пересесть в ГАЗ-66 и продолжить поездку. До турбазы доехали вполне благополучно, никого не укачало. И здесь начались первые неожиданности. Машины не было. Душно, жарко, нещадно палит солнце, а мы сидим под навесом на турбазе “Катунь” и ждем. Пока ждали машину, встретили нашего прошлогоднего инструктора - Лену. Она рассказала последние новости: на “Олимпе”, куда мы направлялись. В этом году там работают другие люди, так что знакомых мы не встретим. Последнюю неделю шли дожди, но сейчас стоит хорошая погода, так что нас ждет хороший поход.
     Наконец-то подошел ГАЗ-66. Кое-как разместились и поехали. Вспоминали путешествие прошлого года, сравнивали мостики, броды, и свои ощущения. Но все было не таким. Еще бы - в прошлом году мы ехали этой дорогой впервые. А нынче все было ожидаемо, прогнозируемо. Но это для нас, руководителей, и тех, кто на Караколах уже был. А остальным было интересно и немного страшновато.

Доехали до Усть-Туры, выгрузились. Под навесом гуляла веселая компания. От нее отделились несколько ребят с рюкзаками. Инструктора с базы. Они раздали нам рюкзаки и мешки для продуктов, которые можно довезти на лошадях. Ребята стали перекладывать свои вещи, а мы занялись продуктами. Первой неожиданностью было то, что среди продуктов было много кетчупа и майонеза, причем в стеклянных банках, и картошка. Мы решили, что это продукты для базы. Но, как оказалось впоследствии, это все было предназначено нам. Как бы то ни было, а на лошадь это все не поместилось. В наши рюкзаки (а ребятам, в основном, дали рюкзаки 50-литровые) тоже. Поэтому мы решили оставить Кирилла с частью продуктов внизу, дожидаться возвращения лошади, а сами готовились к подъему. При этом Кирилл не понимал, зачем нам вообще куда-либо идти, ведь можно ночевать и здесь. А мы не понимали, как можно остаться ночевать рядом с гулящей компанией с детьми, не имея ни достаточного количества спальников (их должны были дать на базе), ни ведер для приготовления пищи.
     Второй неожиданностью, тоже не особо приятной, было то, что сумки наши никто, оказывается, забирать не собирался. Нам нужно было их складывать и тащить с собой в рюкзаках. Но возмущаться было некогда, время поджимало. Мы все сложили и пошли в гору. На часах было уже 19.00.
     Первый километр все шли довольно резво, хотя и пыхтели. Дорога шла почти ровно. Год назад мы здесь еще ехали - по руслу реки. Нынче проехать здесь было невозможно. После землетрясения русло изменилось, кое-где поперек реки лежали поваленные деревья. На протяжении этого километра выяснилось, кому тяжело нести рюкзак - их мы разгружали. Самой ненужной вещью, которую умудрились взять наши девочки, оказался аудиоплейер (А ведь их предупреждали и не разо том, что брать и чего не брать с собой). Первым желанием, когда его обнаружили, было стукнуть его о дерево. Но родители бы не поняли, это и остановило.
     Дальше пошел крутой подъем. Тот, что и в прошлом году. Ребятам было очень тяжело, особенно одной девочке, которую мы взяли в группу в последний момент и которая в школе ходит на физкультуру в спецгруппу,но мама ее так решила. Рюкзак у нее забрали, но все равно она шла с нашатырем, все время останавливалась. Пришлось тащить ее за руку. Да и не только ее, а многих девочек, таких же не спортивных, не тренированных.
     К седьмому озеру мы поднялись уже в темноте, примерно в одиннадцать вечера. Прошли мимо палаточного лагеря. На следующий день узнали, что это группа центра реабилитации из нашего городка. На берегу шестого озера инструктор попросил нас подождать, а сам ушел на базу, на пятое озеро. Уже опустилась полная темнота, когда он вернулся за нами.

Оказалось, что нас никто не ждал. Все думали, что мы будем ночевать внизу. Обитатели базы были весьма недовольны нашим приходом. Нас отправили к прошлогоднему месту стоянки, сказав, чтобы располагались как хотим. "Как хотим" - это значит в полной темноте ставить палатки (в домик нас нынче не поселили, сказав, что он денег стоит, которых у нас нет). После интенсивных переговоров, принесли нам два ведра - одно нормальное, 10-литровое, второе - маленькое - 5-литровое. Решать, в котором варить кушать, а в котором чай не приходилось - дети были уставшими и голодными. Мальчишки развели костер, набрали воды, повесили греться. А сами пошли ставить палатки.
     Какое чудо, что с нами был Андрюшка Леонтьев. Мы накануне детского похода пришли с ним со взрослого похода на реку Крепкая - Мультинские озера, где Андрей был нашим инструктором.Без него нам пришлось бы туго. Он ставил палатки вдвоем с Сашей Лебедевым. При этом ими выяснилось, что палаток мало, а альпенштоков и того меньше. О петлях для колышек вообще пришлось забыть - они почти все были порваны. Парни в полной темноте, лазая с фонариками по лесу, срубали ветки, используя их вместо альпенштоков. А растягивать палатки пришлось не за донышко, а за стенки. Наконец-то все поставили, а там уже и ужин сварился. Лапшу смели вмиг, многие не наелись. Уставшие, замученные, наполовину голодные, недовольные теснотой, ребята залезали в палатки спать.
     Да, пока что этот поход нес, в основном, разочарования. Насколько тепло и приветливо нас встречали здесь, на Караколах, в прошлом году, и насколько равнодушно и по-хамски отнеслись к нам сейчас. Складывалось впечатление, что мы приехали вообще на другую базу. Здесь были другие люди, которых не интересовали ни мы, ни наши дети. Еще неоднократно за поход мы вспоминали добрым словом нашего прошлогоднего инструктора - Таню Крылову, которая от всей души заботилась о нас и стала за неделю очень близкой и родной. Нынче Тани не было, и, казалось, вместе с ней исчезли с базы та теплота и радушие, которые раньше здесь царили.

На утро мы увидели плоды нашей ночной деятельности. Палатки стояли так себе. Но это и понятно - к ним не хватало необходимых частей. Рюкзаки были свалены в одну кучу, продукты - в другую. Ребята вылезали не выспавшиеся: палаток было мало, так что спать им было тесно, те, кто лежали возле стенок, вообще были мокрые от конденсата влаги. До обеда занимались разбором вещей и продуктов, прогулялись до речки. Здесь тех, кто был на Караколах год назад, ожидало еще одно разочарование. Год этот - более сухой, чем прошлый. Дождей шло меньше, поэтому речка обмелела и не производила того удивительного впечатления, как год назад.
     До полудня нас никто не беспокоил. Мы окончательно убедились, что никому на этой базе не нужны, и решили во второй половине дня сходить на экскурсию по озерам. В прошлом году мы там были, дорогу знаем. Тропа идет хорошая, с пути сбиться невозможно, так что можно сводить ребят самим, без инструктора. Нужно только поставить в известность руководство базы. А во время обеда пришел инструктор, который поднимался с нами на “Олимп”, и задал очень странный вопрос: не знаем ли мы, когда поднимется с вещами Кирилл? И тут нам стало весело. Складывалась комическая ситуация: те, кто должны были знать об инструкторе и сообщать нам о нем, на самом деле ничего не знали и приходили узнать положение дел у туристов.
     После обеда, пока мы собирались, к нам пришли двое ребят - Денис и Ирина. Как оказалось, Денис - наш второй инструктор. Удивительное было в том, что он даже не знал о нашем приходе. Вернее знал, что группа должна быть, но ему сообщили, что мы должны подняться только через три дня. А о том, что мы второй день на базе, он узнал только 15 минут назад. Как можно сердиться на человека, попавшего в такую ситуацию? Мы и не сердились. Тем более, что Денис оказался неплохим инструктором, и его взгляды на происходящее полностью совпадали с нашими.
     С Денисом и Ириной мы сходили в радиальный выход на озера. Они все такие же - красивые, но холодные. Рыбу в пятом озере так и не смогли развести. Та, которую запустили год назад, замерзла. Зимой, в морозы, озера промерзают до дна, несмотря на большую глубину. Все так же у второго озера лежал снежник, но был он меньше и более грязный. Сказывалась более теплая погода этим летом. Однако сравнивали и оценивали все вокруг, наверно, только мы, руководители. Тем, кто был здесь впервые, все нравилось. Ребят не волновали возникшие в лагере неудобства, они о них просто не думали. Но так и должно быть. Наши дети восхищались окружающей красотой, и это было самым ценным, ведь именно для этого мы и привезли их сюда, в этот необыкновенный край.

Тишина и покой, царившие вокруг, сделали свое доброе дело. Мы забыли обо всех наших неурядицах и стали наслаждаться текущим моментом. Когда никуда не надо бежать, что-то доказывать и искать, когда можно просто посидеть на берегу озера на нагретом солнцем камне, расслабиться и не думать ни о чем плохом. Если честно, то ни о чем плохом там и не думается. Наступает покой и умиротворение.
     Вспомнили мы и о кедре-великане. Год назад мы возле него фотографировались, но ни одна фотография не получилась. На одном фотоаппарате кадр оказался засвеченным, на другом - размытым, а на третьем его вообще не оказалось, как будто никто и не снимал. Но о мистике на Караколах говорилось уже очень много. Нынче мы решили попробовать сфотографироваться у кедра еще раз. Потом, дома, с волнением просматривали фотографии. Как же велика была наша радость, когда оказалось, что снимок получился! Видимо, горные духи все-таки позволили нам сохранить на память изображение этого великана.
     А вот от чего мы искренне расстроились, так это от маленького кедрика. Вернее, от его отсутствия. Год назад мы нашли его, малыша, на огромном камне среди зарослей самого разнообразного мха. Мох был ему “по-колено” - так мал был этот годовалый кедрик. Тогда мы желали ему счастья и представляли, каким он будет великаном через сто лет. И теперь мы шли по тропе и с замиранием сердца ждали встречи с этим малышом. Так хотелось посмотреть, насколько он вырос за год, и каким стал. Увы, мы увидели только камень, покрытый мхом. Но в центре камня мха не было. Не было и кедрика. Кто-то безжалостно выдернул его из привычной среды. Мы шли и думали, как у человека поднялась на это рука? Как жаль, что кедр не вырастет и не станет могучим красавцем-великаном! И как жаль, что люди порой не понимают, что делают!

Мы вернулись на базу и были приятно удивлены: наконец-то поднялся Кирилл с остальными палатками и продуктами. Ребята поставили нормальные палатки, все наконец-то разместились с максимальными удобствами. Но вот продукты повергли нас, руководителей, в шок. Наш инструктор не взял ни сухого молока, ни сыра, ни некоторых других важных в походе продуктов. Тушенки было мало - всего по две банки на варку - и это на 28 человек! Мало было и прочих необходимых продуктов. Зато с избытком оказалось кетчупа и майонеза. Оказывается все, что мы поднимали на базу, было предназначено только нам! И Кирилл всерьез не понимал нашего недовольства! Ведь кетчуп и майонез - это вкусно, а значит, их нужно нести. А то, что это совершенно не нужно в походе, без этого можно неделю прожить, даже если очень любишь, да к тому же это очень тяжело, его не волновало. Что же тут поделаешь? В результате кетчуп и майонез стали нашим постоянным блюдом здесь, на базе. Мы старались все это съесть (раз уж оно куплено и принесено), чтобы не нести в поход.

На следующий день мы пошли в радиальный выход. Наученные прошлогодним опытом, заставляем ребят взять теплые куртки. Кто-то, конечно, взял, а кто-то выслушал нас и сделал по-своему. Ну что ж, значит, так тому и быть, хотят мерзнуть - пускай. И вновь подъем наверх. Но если в том году был сплошной туман, и ничего не было видно, то сейчас светило солнце, вокруг расстилались зеленые горы, а внизу синели озера. Путь наш лежал через хребет, к озеру Вероники. Возле него ребята отдохнули и покушали.
     За это время погода начала портиться, подул холодный ветер, небо заволокло тучами. Нужно было возвращаться. Инструктора повели нас другим путем - по хребту. Конечно там, на высоте, было намного холоднее. Ледяной ветер сбивал с ног, пронизывал до костей. Причудливые скалы - каменные цветыОсобенно несладко пришлось тем, кто не взял куртки, а ограничился кофтами. Но все неудобства от погодных условий искупались красотой окружающего пейзажа. Справа внизу лежали Каракольские озера, слева до самого горизонта расстилались гряды гор. А прямо лежал хребет, и с каждым шагом нагромождение камней принимало то одну, то другую причудливую форму. А по небу неслись, гонимые ветром, тучи. И одна - огромная, черная, принимающая все более необъятные размеры, двигалась прямо на нас. Как мы не торопились, все-таки при подходе к перевалу Багаташ она нас настигла. Туча, несущая дождь с градом. Под такой град нам попадать еще не приходилось. Огромные градины, размером сантиметр-полтора, не переставая, сыпались сверху, били по голове, по плечам. И некуда было спрятаться. От непогоды не спасали ни кепки, ни капюшоны курток. Самые находчивые ребята держали над головами хобы - сквозь них град не пробивал. Мы боялись, что на голове, плечах и руках останутся синяки, но все закончилось благополучно. Мокрые, замерзшие, грязные, подходили мы к лагерю, где нас ждал горячий ужин, приготовленный дежурными.
     В этот вечер мы долго сидели у костра, пили травяной чай, который не сваришь нигде, кроме Горного Алтая, пели песни под гитару. Ребята, даже попавшие в горы впервые, стали привыкать к походной жизни и уже получали от окружающей обстановки удовольствие. О тех же, кто бывал в походах раньше, и говорить нечего - они попали в знакомую среду и уже давно перестали испытывать какие-либо неудобства. Походная романтика - ночь, звезды, тишина, костер - захватила всех, объединила наших ребят, таких разных и непохожих, одним общим состоянием покоя и наслаждения.

Следующее утро было необычным с точки зрения походной жизни. У нас на первую половину дня не было никаких планов. Никуда не надо было идти, поэтому ребята отсыпались и набирались сил для предстоящего похода. После обеда мы собрались идти на скальник. В нашем взрослом походе нам пришлось пользовать снаряжением при спуске с перевала, и Андрей взял его сюда с собой. Чтобы при случае нам было с чем  потренироваться. И вот мы с несколькими мальчишками отправились в сторону третьего озера. Там мы хотели поспускаться со скалы, показать ребятам элементарные приемы спуска в обвязке. Скала была хорошая - метров 17 в высоту, состоящая из двух участков. Первый - вертикальный, отвесный. По нему нужно было идти ногами. Второй - с отрицательным уклоном. В скале была большая выемка, и нужно было, оттолкнувшись от выступа, прыгнуть и перелететь внутрь, на другой уступ. Андрей показал технологию спуска, и все мы со страхом спустились за ним. Во второй раз спускаться было проще. Мы уже не столько боялись, сколько получали удовольствие, испытывая острые ощущения. Двое крепких парней, что пошли с нами, вообще стали лазать как обезьяны, раскачиваясь на веревке и позируя для фотосъемки. Двое ребят более младшего возраста, что пошли с нами, смотрели на них с завистью. Но им лезть на такую высоту мы на позволили. Им предоставилась возможность тоже спуститься со скалы, но не с такой большой. Метров 8-9, более пологой и не такой страшной. Но мальчишки и не боялись. Несмотря на свой возраст (12-13 лет) и небольшой рост, выдержки и выносливости им не занимать. Зато сколько эмоций они получили и еще долго взахлеб рассказывали о своем спуске и своих ощущениях.
     Пока мы были на скальнике, на базу поднялся руководитель, ответственный за детские походы на эту базу и за работу инструкторов, Сергей Петрович. Он решил отложить на несколько дней свои административные дела в городе и пройти с нами по маршруту. А заодно проверить, как Кирилл, Денис и другие инструктора проходят практику. Надо думать, что то, что он увидел, его не обрадовало, так как, когда мы пришли, наши инструктора стирали и зашивали рюкзаки, пересчитывали спальники и другое снаряжение для похода. Сергей Петрович быстро навел порядок, и часть наших проблем сразу снялась сама по себе.

В поход выходили утром следующего дня. Вместе с нами шла группа инструкторов-практикантов, так что нас было очень много - 34 человека. Мы, как обычно, проверяли рюкзаки, помогали их уложить тем, кто шел в поход впервые. Сколько же ненужных вещей мы нашли! Не считая аудиоплейера, который стал не нужен, так как у него уже сели батарейки, в рюкзаках лежала куча лишней одежды (у одной девочки была с собой даже кружевная пижама), и (что вызвало верх нашего удивления) даже Фейри для мытья посуды. Все это, несмотря на возмущение некоторых ребят, осталось в сумках, которые должны были спустить на турбазу “Катунь”. Туда же, несмотря на зверские взгляды со стороны инструкторов, отправились и всякие ненужные нам продукты: остатки кетчупа и майонеза, две пачки пищевой соды, желатин, фруктовое желе и многое другое.
     Но наконец-то рюкзаки уложены, лямки подтянуты, мусор со стоянки убран. Можно прощаться с турбазой “Олимп” (на нее мы больше не вернемся) и выходить на маршрут. Путь наш лежит через перевал Багаташ на стоянку Кедровую.

Подъем на Багаташ довольно крутой и затяжной. Девочки идут еле-еле, дышат как паровозы и шатаются. В рюкзаках у них нет почти ничего, кроме их вещей, но им, нетренированным, безумно трудно. Надо отдать им должное: никто не ныл, все упорно и молча, без жалоб поднимались. С частыми остановками на отдых мы все-таки достигаем перевала.
     Дальше тропа идет по плато, постепенно спускаясь вниз. Но идем мы не в ту сторону, как в прошлом году. Позже выяснилось, что в районе Каракольских озер две стоянки Кедровых, и мы просто пошли на другую. Замок Горных Духов остался далеко слева, а мы вновь спустились в лес. Тропа шла по высоким зарослям травы. То и дело нам попадались кусты красной смородины, еще зеленой в тени, но поспевшей на солнце.
     Вот и стоянка Кедровая. Не зря ей дали такое название. Вокруг - могучие великаны-кедры, на поляне - избушка и приспособления для шелушения кедровых шишек. Мы уже поставили палатки, когда вернулись инструктора с неутешительными новостями. Погода стояла сухая, и ручей, текший неподалеку, пересох. До воды нужно было идти минут 10-15, да и там была не речка, а всего лишь маленький ручеек. Первой нашей мыслью было вернуться немного назад, к реке, которую мы проходили. Мы даже сбегали туда и все там посмотрели. Но, как говорится, утро вечера мудренее. Мы переночевали и решили, что не все так страшно. За водой вместе с ребятами ходили инструктора, а те, кто не хотел идти так далеко мыть после еды свою посуду, воспользовались старым испытанным способом - спаслентой (то есть, туалетной бумагой, которой можно вытереть тарелки до блеска.

На следующий день нас ожидал радиальный выход на Замок Горных Духов, Аккаинский перевал и Аккаинское озеро. И вот мы вновь шагаем по тропе в горы, к древним скалам-останцам. Там, у Замка Горных Духов, мы встретили группу с конного маршрута. Их инструктор любезно разрешил нашим ребятам прокатиться на лошадях, пофотографироваться с ними.
     Далее тропа поднималась выше в гору, на Аккаинский перевал. Год назад мы поднимались по ней с инструктором Таней Крыловой. Тогда тропа казалась нам очень трудной и нескончаемо длинной. То ли оттого, что мы ее уже знали, то ли оттого, что шли не торопясь, не бежали сломя голову, но тропа показалась трудной в меру, и не такой крутой, какой нам запомнилась.
     Мы благополучно поднялись на Аккаинский перевал, и там наша группа разделилась. Девочки и кое-кто из мальчишек решили посидеть, отдохнуть, а остальные пошли наверх, на безымянную вершину высотой 2177 метров. Взбирались без тропы, по камням. В какой-то момент Анжелика Журина сказала: “Все, больше не могу. Вы идите, я посижу, подожду вас здесь”. Но разве мы могли пойти без нее? Потихоньку, не торопясь, мы все-таки пошли дальше, к вершине.
     Несмотря на то, что поднимались под дождем, наверху погода стала лучше, тучи ветром отнесло в сторону, выглянуло солнце. Какая же вокруг была красота! Правду говорят: “Лучше гор могут быть только горы!” Горы везде разные, а на Караколах главная их особенность - необъятная ширь, простор. Куда ни посмотри - всюду, сколько хватает глаз, тянутся горные хребты. Одна гряда встает за другой. Ближние, покрытые травой и лесом - зеленые. Дальше - синие, фиолетовые, голубые. Самые дальние теряются в еле заметной голубоватой дымке. Создается ощущение бескрайности этого мира, наполненного светом, простором и воздухом. Понимаешь, что ты - песчинка в этом огромном мире и благодаришь всех богов и горных духов за то чудо, которое произошло, за то, что тебе позволено было полюбоваться этой красотой.
     Аккаинское озероНаверно, мы бы сидели еще долго, восторгаясь горами, ни о чем больше не думая и не желая оттуда уходить. Но внизу нас ждала половина группы, и, как нам этого ни хотелось, а спускаться все же пришлось.
     Собравшись все вместе, мы спустились с Аккаинского перевала к Аккаинскому озеру. Каким невзрачным оно казалось сверху, и каким красивым оказалось на самом деле. Самое интересное в том, что на фотографиях все наоборот: издали озеро в обрамлении гор выглядит красиво, а вблизи - никак. Сколько раз мы уже говорили о том, что фотоснимки не передают всей красоты, которую видит глаз, и вот еще один тому пример.
     Пообедав на берегу Аккаинского озера, мы двинулись обратно, в лагерь, попутно прощаясь с перевалом, с горами, с бескрайним, безграничным миром гор. Мы спускались в полосу леса, откуда уже не увидишь такого простора до самого горизонта.

А на следующий день мы спускались вниз, к реке Кубе по грязной и скользкой конной тропе. Пожалуй, самым большим развлечением на этом переходе стал переход реки вброд. Да не один раз, а больше двадцати. Тропа шла то по одному берегу, то по другому. Броды были самыми разными: от небольших, по которым можно пройти по камням, даже не замочив ноги, до широких, где идти приходилось по колено в воде. Наша обувь постоянно переживала две стадии: то грязь по щиколотку, то самостоятельное (то есть без помощи рук, только благодаря переходу) отмывание в реке.
     Но и этот переход подошел к концу. Мы стояли на Кубе, рядом шла грунтовая дорога. До цивилизации осталось совсем чуть-чуть, последний переход. Основные трудности похода остались позади. Можно было немного расслабиться, а ребят ожидал КВН-тур.

Дети наши разделились на три команды: “Восьмая палатка”, “Тушенка Главпродукт” и “Потные носки”. Им предстояло пройти три тура КВНа: “Визитная карточка”, на которой команды представляли себя, “Разминка”, на которой ребята отвечали на коварные вопросы соперников, и “Мифы”. “Мифы” - самый главный и ответственный конкурс. Он состоял из двух этапов. На первом, подготовительном, команды знакомились с мифами Горного Алтая, выбирали тот, который больше понравится, и рисовали к нему картину. Второй этап - демонстрационный. Ребятам предстояло так изобразить события мифа, чтобы жюри и другие команды поняли, о чем речь. Здесь полностью проявились актерские таланты всех членов нашей группы.
     Жюри, в состав которого входили руководители, инструктора и независимые члены, предстоял нелегкий выбор. Но баллы сказали свое веское слово - победила команда “Восьмая палатка”. Но сладкие призы и конфеты достались всем участникам игры.

Последний переход был самым легким: мы шли по дороге, которая спускалась все ниже и ниже. Но все же до цивилизации мы не дошли (хотя оставалось каких-то два километра), решили еще одну ночь провести с ощущением покоя и тишины. В этот последний вечер в горах по традиции ребят ожидало посвящение в туристы.
     Мы хотели сделать посвящение в виде состязания трех команд. Немного все испортила погода: из-за дождя пришлось отменить некоторые этапы, а сами испытания начались уже в полной темноте. Но все равно, ребятам предстояло вспомнить туристические песни, попробовать походного чая (при этом определить, из чего же его сварили), и походного торта (которому необходимо было дать подходящее название, а название у него было классным - “Кайфанелла”), показать по карте пройденный маршрут, перенести пострадавшего на руках поближе к костру. А уж у костра их ожидал Хан Алтай со своей свитой. Именно там ребята произносили торжественную клятву туриста, после чего каждому ставились на лоб печати из зеленки, а на грудь вешалась памятная медаль. И, конечно же, звучала песня, сочиненная в походе.
     В эту ночь песни и разговоры не смолкали до утра. А утром, хоть и тяжел был подъем, мы пошли дальше, в Чемал, откуда нам предстоял сплав по Катуни до турбазы “Катунь”.
     Те, кто сплавлялись и раньше, были разочарованы. Никаких порогов, “бочек”, подводных камней. Самым острым ощущением было купание в Катуни, правда, на это отважились немногие. Единственное, что внесло разнообразие в наш нудный сплав то, что мы несколько раз с шумом делали "бабочку". Но те, кто сплавлялся впервые, были довольны, ведь они пережили удивительные минуты.

Но вот и турбаза “Катунь”, где нас ждал обед и автобус. Мы вновь возвращаемся домой, в Сибирский, к друзьям и родным, которые все эти дни вспоминали нас и о нас беспокоились. Мы, конечно, тоже соскучились, но как же не хочется уезжать из Горного Алтая! Окончился еще один удивительный поход. Для ребят, особенно не подготовленных физически, он был достаточно сложным. Мы испытали и жару, и проливной дождь, и град. Мы прошли немало километров. Но главное, мы увидели ту красоту, ради которой стоило все это преодолеть, вытерпеть, ради встречи с которой мы и ехали в горы.

Встретившись с этим удивительным миром, многие ребята поняли, что это чудо, которое невозможно забыть. Забываются трудности, из памяти стирается все плохое, а красота горных вершин остается навсегда. И те, кто однажды увидел ее и понял ее, прочувствовал, уже никогда не будут такими, как прежде. Отголоски этого мира будут жить в душе каждого ребенка, заставляя его трепетать при одном слове “горы”. И ради этого стоит ходить в походы, какими бы трудными они ни были, какие бы неудобства не несли с собой. И лучшей наградой для нас, руководителей, пытающихся открыть детям этот удивительный мир, стали их вопросы: “А мы пойдем в горы в следующем году? А куда мы пойдем? Давайте еще куда-нибудь, где мы еще не были!”
     Вы обязательно пойдете еще. Пусть не с нами, пусть с кем-то другим. Но с удивительным миром гор вы уже не сможете расстаться никогда. Он всегда будет жить в вашем сердце, и вы с распахнутыми глазами будете встречать его снова и снова, открывая ему свои души и сердца.

Свои предложения и комментарии Вы можете оставить в Гостевой книге.