Цуцин Р.

Поход Алтай 2007.

"Главное сокровище алтайских гор - это Люди!!!")

Цуцин Роман

Жду писем и комментариев.
Если таковые окажутся, то можно отправить мне на
e-mail:romul-mail@yandex.ru

Искренне ваш, Роман Цуцин.

P.S. Начал функционировать мой сайт http://romul7777.narod.ru

Сейчас он напоминает недостроенную дырявую лодку, которую спустили на воду.
Лишь бы сразу не утонул, а дыры я заделаю. :-)

Также своё мнение о сайте и об этом рассказе Вы можете оставить здесь: Гостевая сайта!

Подготовка похода.

Я обещал поделиться впечатлениями о походе на Алтай в июле-августе этого года. Обещания надо выполнять. Делюсь.
Северо-Чуйский хребет я полюбил еще два года назад и чувства мои ни сколько не угасли. Изначально Александром Булгаковым был разработан очень интересный маршрут. По категории тянул на двойку горную. В итоге получилась усложненная единичка, что нисколько не омрачило всеобщих впечатлений.

Вот мы какие!

Приколы начались еще на этапе подготовки к походу. Когда взвесили всю ту кучу продуктов, которую закупили, выяснилось что слишком много кг на брата получается, и с этим надо что-то делать. Соблюсти важный компромисс – не упасть в голодный обморок с одной стороны и с другой стороны не перегрузить своего «спиногрыза» лишним весом – искусство весьма тонкое. Началась процедура "просеивания". Споры были жаркие. Особенно из-за "водяных пузырей" - так Александр Булгаков прозвал картошку с луком. С боем сохранили жизнь для нескольких головок лука. Участь картошки была более жестокой: «За огромное содержание воды и крахмала в своем составе лишить картофель права направлять своих представителей в наши рюкзаки! Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.» Законы для того и создали, чтобы сильные мира сего их нарушали, а потому несколько картофелин представители сильной половины человечества – наши замечательные девушки запрятали никого не предупредив. Когда в середине похода нам преподнесли чудесный борщ, все были благодарны девушкам за эту "неучтенку".

После того, как с раскладкой было "покончено", приступили к подгонке снаряжения и сбору рюкзаков. Этим благородным занятием можно заниматься как и медитацией от 15 минут до бесконечности. Самые первые рюкзаки были собраны часа за два до выезда. Мне удалось даже немного поспать.

Нас ждал шикарный автобус.На выходе из ЗАТО Сибирский нас ждал автобус. За тот период, что я езжу на Алтай, это была самая комфортная поездка к месту начала похода. Наша небольшая группа из 7 человек рассредоточилась по всему автобусу. Места было столько, что можно было поиграть в догонялки или в прятки, но чтобы избежать потерь личного состава до похода, делать мы этого не стали.

Поначалу пытались компенсировать образовавшийся дефицит сна, но когда въехали на территорию Горного Алтая, остатки сна улетучились. Дорога стала напоминать стиральную доску. Алтай, встречая нас, словно говорил: "Просыпайтесь! Посмотрите в окна!" А за окнами уже показались первые "стражи", открывающие врата в заповедную горную страну. Маршрут автобуса проходил по знаменитому Чуйскому тракту, а путь наш лежал к Северо-Чуйскому хребту. По красоте и посещаемости он не сильно уступает Катунскому. По числу неисследованных вершин и перевалов превосходит его.

Костяк и мозг группы получился Новосибирский. Лицом группы стал ПГТ Ванино, сердцем ЗАТО Сибирский, ну а Хабаровску я скромно выделил роль ног, которые пойдут если лицо будет улыбаться, сердце биться, а мозг формулировать правильные цели. К тому же бывают случаи, когда через ноги доходит лучше. К счастью, такое бывает не всегда. Итак, вперед и с песнями!

Начало пути.

Выгрузили нас на "Поляне дураков" недалеко от Акташа. Оттуда мы проделали путь до моста через реку Чуя, где и остановились на ночлег. Река Чуя.Детальный отчет по дням можно будет посмотреть у руководителя похода (ссылка на него появится дополнительно в ближайшее время). Я же опишу только свое субъективное впечатление.

То, что группа была небольшая, давало нам большую мобильность при передвижении. Растягивались по маршруту не сильно, и в основном везде успевали. Изначально перед походом договорились, что гнать как кони не будем, чтобы получить большее удовольствие от самого процесса похода а не от количества пройденных лошадиным аллюром перевалов и вершин. Это удовольствие чуть было не испортил дождь непрекращающийся в течении 3 и 4 дней похода.

Штурмуем перевал Барнаульский.На третий день штурмовали пер. Барнаульский. С Барнаульского обычно открывается чудесный вид. В этот раз он не открылся :’( дождь и туман сделали свое дело.

Особенно "порадовал" четвертый день, когда пришлось идти по болотам. Уже стали посещать мысли, что это хмурое небо с льющимися постоянно потоками воды будут нашими спутниками весь поход, но к утру следующего дня выглянуло солнце. Небо окрасилось в привычный синий цвет, и настроение поднялось сразу на несколько пунктов.

Переход к Шавлинским озерам.

Впереди нас ожидала переправа через Шавлу, которой не суждено было состояться.
Два мужественных Александра Булгаков и Пешков пошли на разведку. Как выяснилось, вода очень сильно поднялась. Нахлебавшись воды и едва не погибнув, они вернулись. Переправиться не представлялось возможным, в туристы–водники переквалифицироваться никто не хотел, и маршрут пришлось перекраивать.

Затем был переход до Шавлинских озер. Неизменные спутники этих озер - горы Мечта, Красавица и Сказка приветливо встречали нас, сверкая своими снежными шапками и ледниками.

Шавлинское озеро и горы - Красавица, Мечта и Сказка.

Во время привала на Нижнешавлинском озере встал вопрос о возможном разделении группы. Предлагалось часть группы оставить на озере, откуда она совершала бы радиалки по окрестностям, а другая часть, переправившись выше по течению в сверхскоростном режиме, пробежалась бы по первоначальной ветке маршрута. После долгих дебатов решено было не разделяться, а всей группой пойти по упрощенному маршруту.

Вид на Верхнешавлинское озеро.Обычно я в подобных случаях был сторонником разделения, но в этот раз, поколебавшись, выступил против. Возможные разделения мы планировали заранее. В этот раз изначально решили идти всем составом, и разделяться в процессе похода было бы не справедливо по отношению к тем, кто оставался. Но это мое личное мнение. Мне было бы интересно, что об этом думают другие участники похода. И не обязательно участники. Интересно будет выслушать мнение со стороны. Вопрос очень спорный. Знаю точно, что впоследствии подобную ситуацию я буду оговаривать заранее.

Итак, все вместе мы пошли по измененному маршруту. Обнаружили стоянку чуть выше Верхнешавлинского озера. Рядом стояла группа из Чехии. Шутки про чешских девушек и наших ребят случайно оказавшихся в месте их купания были предметом разговора как минимум еще нескольких дней похода. На обратном пути на этом месте один из наших товаришей опять оказался случайно, уже во время купания украинских девушек:) Но это было позже, а нас еще ждала связка Орбита-Москвич.

Особенности прохождения связки Орбита-Москвич.

Изначально у меня было слишком расслабленное отношение к этим двум перевалам. А между тем я ни разу на них не был. Успокаивало то, что много групп проходили их без особых проблем. При таком подходе забывается одно незыблемое правило - горы каждый день РАЗНЫЕ! То, что получилось вчера у одной группы не обязательно выйдет сегодня у другой. Люди, кстати тоже РАЗНЫЕ.

Кто эти две вещи принимает во внимание, имеет больше шансов вернуться живым и невредимым...

Вышли из лагеря мы поздно. Где-то около 12 часов дня. Подход к Орбите сложностей не представлял, а вот на взлете было тяжелей.

Добавил эмоциональной окраски всему происходящему большой "чемодан" сорвавшийся справа и пролетевший в нескольких метрах от двух наших товарищей. Честно говоря, я ощутил страх, когда вспомнил, что была мысль о том, чтобы лезть по правому кулуару... Но как оказалось, это был не последний сюрприз того дня.

Спуск с хорошей крутизной.

Спуск происходил по леднику с хорошей крутизной. Динамовские кошки на одном из участников отказались прочно зарубаться, в итоге Константину пришлось несколько метров скатываться вниз и за ним "поехала" вся связка. Слава Богу, зарубились вовремя, и никто в трещину не улетел, хотя возможность была.

Дальнейший спуск на ледник Гляциологов был очень медленным, аккуратным и без срывов. По леднику нам предстоял путь к Перевалу Москвич.

Явно просматривались следы в двух направлениях. Одни уходили влево, почти в обход, а другие шли прямо по центру ледника. Путь по центру казался короче, и мы про себя мыслили так "Раз уже здесь люди прошли, то и мы пройдем."

"Путь указал" медведь."Насобирали" трещин.

Следы оказались медвежьи(!), но это дошло до нас не сразу, а только когда прошли половину пути к перевалу, "собрав" на пути несколько трещин. Чаще всего трещины принимали в свои объятья Александра Булгакова шедшего первым. Моя задача была вовремя падать в снег и зарубаться, чтобы лишить Сашу сладостного чувства полета, если вдруг трещина окажется глубокой. Пару раз и мне самому посчастливилось угодить в сети расставленные Ледником. К счастью неглубоко и ненадолго.

Медведь, судя по всему, был удачливей нас. Не было заметно, что бы он хоть раз провалился. В общем, переход был не из приятных. Уже потеряв счет встречающимся трещинам, мы все-таки достигли окончания ледника и подошли под перевал Москвич. Подъем и спуск прошли без эксцессов. Времени потеряли много и до стоянки с дровами в этот день не дошли. Хорошо, что был газ и горячий ужин состоялся.

Долина реки Юнгур и обратный путь Москвич-Орбита.

Следующие двое суток прошли в замечательной долине реки Юнгур. Нас сопровождала хорошая погода. Причем, вокруг что-то крутило, то справа то слева грохотало, а в "нашей" долине было тепло и преимущественно солнечно. Шум реки Юнгур напоминал вокзал. Всем чудилось, что где-то стучат колесами электрички. Долина поразила меня еще обилием золотого корня. Пытались идти аккуратно, стараясь не наступить на это ценное растение, занесенное в Красную книгу. Конопли в долине не обнаружили, так что насчет кажущегося шума поездов - совсем не глюк.

Долина Юнгура.

Во время полудневки в долине Юнгура нас и ждал упомянутый выше борщ! А еще было много интересных бесед. Подолгу спорили над вещами, которые более важны внизу, на равнине. Все же, как бы ты высоко не забирался, от тех проблем, что были внизу уйти не удастся. Проблемы надо РЕШАТЬ. Своим небольшим коллективом мы забирались в одну палатку, где и проходили основные дебаты. Пребывание в долине Юнгур было приятным и беззаботным.

Но нас ждал обратный путь через связку Москвич-Орбита. Отметили вечером день рождения А. Булгакова, а утром ранний подъем и обратный переход. После того адреналина, что мы хлебнули на пути в Юнгур, предстоящий день все ожидали с некоторым волнением. Изменили маршрут движения по леднику, порядок следования группы. "Медвежью дорогу" оставили в покое. Пошли более длинным путем, который оказался безопаснее и короче(!). Ледник пробежали шустро. Трещины почти не "ловили".

Предстоял подъем на Орбиту по крутому участку, где прошлый раз происходили "полеты". Рома и Костя.Надеялись пройти этот крутой участок по левому краю, но навстречу шла группа, которая от всей души скидывала на нас камешки один за другим, так что пришлось подниматься правым краем ледника вдоль скальников. Не без труда, но нам это удалось. В этот раз обошлось без срывов и полетов. Спуск и переход к стоянке прошли без проблем.

Приятные неожиданности на стоянке.

«Проблемы» начались на стоянке, но то были приятные проблемы, и состояли они в том, чтобы осуществить помывку в горной речке, не помешав при этом девушкам из соседнего лагеря. Место для купания было слишком притягательным, и притянулись туда украинские туристки, и кое-кто из наших туристов...

Надеюсь, он уже читает это послание и вспоминает сейчас тот момент, когда отправившись совершить традиционные омовения, увидел плещущихся русалок из славного города Киева. Они ни сколько не смутились, а потом весь вечер бросали лукавые взгляды в сторону нашего лагеря.

А у нас в тот вечер был весело. Шутки рождались прямо из воздуха, а еще наше настроение подогревал спирт от Константина, который не раз выручал нас в этом походе. Меня лично пару раз пытался атаковать насморк, но глоток спирта с красным перцем перед сном отправили его в бегство.

Встречи на тропах.

На обратном пути планировали взойти на Бармалея, но опять вмешался дождь. Не судьба, значит, в этот раз. Но это был последний дождь в этом походе. Дальнейший путь был теплым и солнечным. Алтай решил, что для нас воды с неба на этот раз достаточно.

Было еще две интересных встречи. С туристом-одиночкой Димой на месяц рванувшим в горы с неподъемным рюкзаком, и затем вторая встреча с двумя поляками.

Дима сделал нам чудесный отвар из пятнадцати трав. В этом, как впрочем и других премудростях народной медицины он оказался большой спец. По его рассказу, довелось ему даже медведя в горах видеть. Медведь отделался легким испугом, а Дима первым местом на барнаульской фотовыставке.

Иностранцы, встречающиеся в горах, всегда удивляли своими речами и поведением. Несколько лет назад один немец, увидев, как растянулась группа, спросил: "А как вам удалось взять Берлин?" Поляки в этот раз поразили своими географическими знаниями. Особенно Ольгу. Большинство встреченных туристов узнав, что Ольга из Ванино спрашивали: "А это где?". Поляк же не растерявшись уточнил: "Ванино, это наверное где Сов. Гавань". Этим или еще чем была удивлена Ольга, но тут же обменялась с поляками адресами. А еще иностранные туристы изрядно повеселили нас, когда чистейшую воду из ручья стали ФИЛЬТРОВАТЬ!

Последние километры на маршруте.

В общем, обратная дорога получилась веселой и интересной.

За несколько км до места встречи с автобусом разум оставил на время всю группу сразу. В результате она временно распалась на две части, и обе эти части сбились с тропы. Причем по разные стороны. Наверное местность была Сильно заколдована, что даже дружище GPS первый раз за весь поход дал маху, и сообщил, что мы оказывается находимся на другом берегу реки.

Потом кровь доставила к мозгам свежий кислород, обе подгруппы нашли друг друга и тропу, и благополучно дотопали до Чибита - места завершения этого интересного и богатого на события похода. Цивилизация стала вторгаться сначала в наши уши(шум мотоцикла), потом в легкие (выхлопные газы того же мотоцикла) и затем в печень(отправили гонца в деревню за пивом).

Очередной поход завершился. Он порадовал меня ничуть не меньше предыдущих. Не все получилось, что было запланировано. Но такое бывает часто - Алтай непредсказуем, как и раньше.

Я счастлив, что весь поход мы шли дружным сплоченным коллективом. Меня окружали замечательные люди, с которыми можно идти и в более сложные походы. Неоднократно в этой жизни я говорил и сейчас снова повторю:

"Главное сокровище алтайских гор - это Люди!!!"